Кто пытается разжиться политическим капиталом на чужой беде?
Кто виноват и что делать - два извечных классических вопроса в матушке-России. Но по странному стечению российских же обстоятельств вопросы эти традиционно поднимают те, кто пытается заработать себе политические очки на чужой беде. Или как крыловская Моська «куснуть» Слона.
Поэтому не станем даже уточнять, по чьему хотению или велению в отдельно взятых волгоградских СМИ резко «вступились» за "обездоленных погорельцев", пока (по разным и зачастую объективным причинам) не въехавших в новое жилье.
Хотя, признаться, обидно за работяг, которые душу вложили, чтобы помочь оставшимся без крова селянам. Вот что рассказал корреспонденту ИА «Город Героев» Сергей Игнатов, рабочий-строитель, трудившийся в одном их пострадавших сел: «...Страшная это была картина. Пепел, остовы дымоходов, плачут люди... Сердце кровью обливалось. Очень хотелось успеть до морозов сдать дома. Слава Богу, успели. Не подвели ни поставщики, ни чиновники. И мы старались вовсю...»
Алексей Долганов, генеральный директор ООО «ВолгаЕвроСтрой»: «Мы получили аванс в размере 50 процентов перед началом работ. Остальные деньги начали приходить, когда было готово больше 70 процентов объектов. Так что значительную часть работ мы, фактически, выполняли за свой счет. Но делать было надо - старики, дети ютились по соседям и родным, каждый день приходили, с верой и надеждой смотрели на нас. Верили. Мы не могли обмануть их надежды...»
Юрий Борисенко, генеральный директор ООО «ПСК «Евро-Дом» добавляет: «Объемы работ были серьезными. Сроки сжатыми до крайности. Горжусь, что наши рабочие сумели справиться с этим чрезвычайно сложным заданием. Но иначе и быть не могло, ведь от нашей работы зависели судьбы тысяч людей».
Александр Плешивцев, инженер ООО «ПСК «Евро-Дом», назвал выбор конструкций для строительства домов для погорельцев оптимальным: современные, комфортные, надёжные, теплые, со всеми удобствами, эти дома можно возвести в столь короткие сроки.
Как уточнили специалисты Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ в Волгоградской области, изначально в проектах контрактов предусматривалось обязательное участие местных жителей при осуществлении строительных работ. Цель - дать людям возможность дополнительного заработка. Однако в некоторых населенных пунктах, как, например, в с. Русская Бундевка Руднянского района, от такого участия жители категорически отказались, посчитав, что всё сделать должны приезжие строители.
Увы, стараний строителей, оперативности в принятии решений и выделении средств федеральной и региональной властью оказалось недостаточно, чтобы абсолютно все погорельцы справили новоселье в задуманные сроки. Так, например, в Руднянском районе, в частности, в с. Русская Бундевка начало строительства задержали... сами селяне, не желавшие переноса села на новое место. Дело в том, что территория выгоревшего села - место не только пожароопасное, но и подтопляемое. «По требованиям ГО и ЧС там строить дома противопоказано. И потом, вкладывать немалые деньги в строительство, чтобы через год тратить новую сумму на ликвидацию последствий половодья, вряд ли разумно. Кроме того, перенос домов на возвышенность совершенно оправдан с точки зрения безопасности самих жителей. Хотя земля там действительно хуже, чем в низине. Но из двух зол всегда надо выбирать меньшее», - комментирует ИА «Город героев» зам. председателя управления архитектуры и строительства администрации области Александр Моложавенко.
А председатель ТОС «Русская Бундевка» Таисия Конева делится: «Большинство из жителей нашего поселка не хотели покидать обжитые места, но в строительстве домов на прежнем месте нам специалистами категорически отказано. В результате, после трех сходов и многочисленных споров, новые дома появились на возвышенности, в двух километрах от сгоревшего поселка...».
Впрочем, недовольство всем, что ни делает областная власть, поддержанное заинтересованными политическими силами, характерно не только для нашего региона. Во Владимирской области погорельцы жаловались самому премьер-министру Владимиру Путину. На что? «Коробки, в которые нас пытаются заселить, ничем не напоминают крестьянский дом (без террасы, подпола, кладовых, входных крылечек). Извините, но соглашаться на переезд в эти «лачуги» мы не собираемся. И пока есть время, уважаемый Владимир Владимирович, помогите нам в решении этой проблемы».
И кто из недовольных отсутствием подпола и крылечек вспомнил, что, в отличие от сгоревших домов, в «лачугах» есть все «городские» удобства, установить которые самостоятельно многим из них было бы не по средствам?
Между тем, в катастрофических размахах пожаров, спаливших целые сёла, виновата отнюдь не федеральная и не региональная власть. И даже, увы, не только стихия.
В «активе» той же руднянской пожарной части - 40-летний ржавый «Урал» и ЗИЛ 1985 года выпуска. Новая машина, которая должна бы быть главной помощницей, «с браком», говорят пожарные.
В ТОСе «Русская Бундевка», как и в других ТОСах области, должны бы быть ответственные за отдельные виды работ в случае пожара. А в целом ряде ТОСов региона, как вы помните из СМИ, общественное самоуправление приобрело даже пожарные машины для нужд поселения. Кстати, в областном конкурсе ТОСов противопожарные мероприятия традиционно являются отдельной конкурсной номинацией... Недоработали? Впрочем, могли просто не справиться.
Как уточнили корреспонденту ИА «Город героев» специалисты МЧС, главной проблемой всех без исключения сгоревших сел стала кучность расположения зданий и хаотичность застройки. Именно в силу этого фактора огненный вихрь, не зная преград, сметал всё на своём пути. Поэтому теперь все вновь отстроенные населенные пункты возводились с учетом противопожарных требований, включая так называемые «противопожарные разрывы» и соблюдение минимального расстояния между постройками, которое должно составлять не менее шести метров.
Всё это, по мнению властей региона, позволит погорельцам избежать повторения случившегося с ними несчастья...
Между прочим, никто не спрашивает, а куда некоторые из погорельцев, отказавшиеся от строительства жилья, дели полученные деньги...
И еще один серьезный вопрос, который «почему-то» не трогают заказчики грозных публикаций о погорельцах. И вопрос это также не областного масштаба. После летних пожаров одной из главных тем стали источники финансирования восстановления частного жилья. К середине сентября в регионы на эти цели из федерального бюджета было перечислено 10,6 млрд рублей. Федеральные СМИ задались, казалось бы, кощунственным вопросом: почему государство вообще строит за свой счёт постоянное жильё для погорельцев?
Как ни странно, наиболее подробный ответ мы услышали от зарубежного эксперта ИА «Город героев» нашего друга господина Франка Мюллера (Германия, Хемнитц), долгое время возглавлявшего немецкую организацию Содействия развитию торговли с восточными странами. Кстати, господин Франк Мюллер почти 25 лет прожил в СССР, знает и любит русскую культуру и русский народ: «Вы до сих пор живете при социализме, сами того не сознавая. Именно поэтому русский человек ждет помощи от государства там, где её нет и быть не может в государствах Европы или Америки. В силу той же причины ваше государство занимается решением частных проблем, отрывая время и средства от решения задач - общеэкономических.
Например, в Германии после стихийных бедствий, как, например, частых у нас наводнений, лучше всего будет себя чувствовать тот, у кого есть страховка имущества или страховка жизни. Государственных выплат в таких случаях вообще не предусмотрено. Как правило, люди могут рассчитывать только на беспроцентные кредиты.
В США после масштабных катастроф, (достаточно вспомнить ураган «Катрина»), из федерального бюджета оплачивается проживание семей, лишившихся крова, в отелях и трейлерах. Но основные расходы по компенсации стоимости уничтоженных домов лежат на страховых компаниях.
В Испании страховщики также предлагают заранее подумать о возможности природных катастроф и террористических актов.
Во Франции для решения проблем, когда ответчика, как такового, просто нет, существуют специальные фонды, как Гарантийный фонд обязательной компенсации ущерба. Этот фонд курируется министерством финансов, но государство не вносит в него собственные средства. Откуда деньги? Из кармана граждан и страховщиков.
В Финляндии даже люди, потерявшие своих родственников при разного рода природных катаклизмах и катастрофах, не получают никаких компенсаций от государства. Поскольку объем государственных компенсационных выплат в Финляндии мизерный, а зачастую просто нулевой, люди стремятся заключать договоры со страховыми компаниями.
В Англии государство выплачивает компенсацию только в ряде случаев. Например, британцам, пострадавшим в результате теракта. Зато существуют десятки организаций и юридических контор, призванных обеспечивать компенсации пострадавшим. И юристы-посредники, которым тоже надо платить».
У нас же в стране бремя оплаты последствий летних пожаров почти полностью взял на себя федеральный центр. И эта бюджетная щедрость плохо вяжется с возможностями самого российского бюджета. Для сравнения: по доле ВВП на душу населения Америка - на первом первом месте в мире А Россия не входит даже в пятый десяток.