Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

Непослушных священников Царицына отправляли в Астрахань «для правежа»

Пасха: "Между собой нарядясь, водили царицане бесовскую кобылку"...

 489b152ed88c55b7a8eКак свидетельствуют архивные документы Волгоградской православной епархии, в конце ХVII века по распоряжению астраханского владыки в подчинённом ему городе Царицыне организовался духовный приказ, который ведал делами церковного управления, судопроизводства и подчинялся Астраханскому духовному правлению.

И, как пишут в своей книге «Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда» Сергей Иванов и Василий Супрун, уже в 1717 году назначенный руководителем Царицынского духовного приказа протопоп Воскресенской соборной церкви Кондрат Иларионов обратился с челобитной в астраханское архиепископство. В докладной записке он извещал, что на Пасху, Рождество и Богоявление царицане время «проводили в бесовских сонмищах, творили по дьявольской прелести со смехотворением кощунства, между себя нарядясь, водили бесовую кобылку. В таких позорищах многие впадали в блуд».

Конечно, это было, скорее всего, не проявлением языческих обычаев древней Руси, а просто элементом народной праздничной культуры. Особую скорбь священника вызывало то, что к мирянам присоединялись молодые попы, дьяки, монахи Троицкого монастыря. В некоторых церквах жертвенники в этот период днями оставались пустыми.

 Кондрат получил полномочия провести правёж среди священнослужителей, а также наказ из 24 пунктов, как увещевать людей. В нём говорилось:

«Попам и дьякам, а также монахам в кабак не ходить и до великого пьянства не упиваться, и пьяным по улицам не валяться. А в кабаках кто будет пойман и приведен будет, и на него за первый привод изымать пению 6 алтын и 4 деньги, за другой привод по 1 рублю, за третий привод 2 рубля 4 алтына и 2 деньги». За год священник в Царицыне получал 8 рублей — понятно, что штраф, превышающий четверть годового жалованья, был весьма ощутимым. Но и это наказание не было последним. Далее в документе говорилось: «А если то не поможет, то сажать на цепь и по вине бить плетьми, а будет такое продолжаться, высылать их в цепях в Астрахань для правежа, где будет учинён жестокий наказ вплоть до отлучения от церкви».

Глава духовного ведомства в Царицыне взялся тщательно исполнять предписание, и вскоре в Астрахань стали поступать челобитные на Кондрата за переусердствование.

Впоследствии при церквях Царицына стали создаваться общества трезвости.

В начале ХХ века ситуация резко изменилась. Так, в пасхальные дни 1919 года город был взят белогвардейцами. В Царицын прибыли генералы Врангель и Деникин. В честь них в Александро-Невском соборе прошли молебны. И хотя первоначально раздавались антисемитские и антикоммунистические лозунги, церковь обратилась ко всем с призывом: «Воздержитесь от погромных речей!»

В 1921 году Пасха пришлась на 1 мая. Царицынская губернская комиссия запретила в тот день колокольный звон «как нарушающий своим звоном звуки речи ораторов и музыку и другие проведения празднования 1 мая...». Однако же спустя три года власти города одобрительно отнеслись к колокольному звону в храмах Царицына. И 27 января 1924 года было отдано распоряжение, чтобы по случаю смерти Ленина производился похоронный колокольный перезвон с момента первого салюта воинских частей в течение получаса.

А в эпоху развитого социализма главным центром пасхальных торжеств в Волгограде стал Казанский собор. В 1966 году уполномоченный по делам религии по Волгоградской области М.К. Прудникович насчитал на Пасху в этом соборе около 12 тысяч человек, в том числе две тысячи мужчин, девять тысяч женщин, пятьсот человек молодёжи, 150 детей. В справке обкома КПСС также отмечалось, что за последние семь лет на ремонт и украшение храма израсходовано свыше двух миллионов рублей.

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"