Войти

Зайти в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить

Создать аккаунт

Поля помеченные (*) обязательны к заполнению.
Имя *
Логин *
Пароль *
Повторите пароль *
Email *
Повторите email *

Социум

«Мы ни разу не пожалели, что вошли в состав России», -

уверяют крымчане спустя полтора года после судьбоносного референдума

 Севастополь

На сей раз в Крым мы отправляемся по единым билетам, через Анапу. И пусть с пересадками, зато впервые за двадцать с лишним лет после парада суверенитетов в пути на солнечный полуостров нам не нужно преодолевать границу.

Тот, кому хотя бы раз довелось пройти через российско-украинские таможенные барьеры, наверное, поймёт наши чувства - будто гора с плеч свалилась.
Среди неудобств для волгоградских путешественников – отсутствие прямых скорых поездов из Волгограда в те же Анапу или Краснодар. Только проходящие пассажирские поезда, в основном, из Сибири, делающие остановки на каждом полустанке, с допотопными душными вагонами, «ненавязчивым» сервисом и фразами сибирских проводниц о том, что «радуйтесь и таким вагонам, у нас вообще в депо сто лет как ничего не обновлялось»... Да уж, бедное, бедное ведомство господина Якунина... А может, сибирско-анапский маршрут в РЖД составляли ярые противники присоединения Крыма к России? Дескать, хотели ещё раз напомнить «гражданам отдыхающим», что без трудностей у нас в России не бывает?
Как бы там ни было, мы добираемся до Анапы, где чёткие указатели помогают быстро пройти в подземный переход и выйти к автобусам, доставляющим с вокзала на паром – путь в 85 километров.
Паромная переправа «Порт Кавказ – порт Крым» работает чётко как часы. Пассажирам с «едиными билетами» здесь дают «зелёную улицу». Путь по морю из материковой России до крымской земли занимает ровно 30 минут.
Первый относительно крупный город Керчь встречает нас разрухой и неухоженностью. Возникает впечатление, что бывшие украинские хозяева властных кабинетов готовили сдачу города «противникам». И, вместе с тем, очень заметно движение вперёд: строятся новые дома, ремонтируются улицы, появляются новые тротуары, цветники, в воздухе витает стойкая аура подъёма и воодушевления.
- Все эти двадцать с лишним лет у нас было чувство, будто Украина понимала, что рано или поздно Крым придётся вернуть России, и были мы в роли пасынков, - не раз говорили нам крымчане. – Потому не вкладывались деньги ни в развитие наших курортов, ни в благоустройство крымских городов, оказались запущенными поля, сады, виноградники.
Нашими попутчиками стали студенты Томского госуниверситета, едущие в теперь уже российский Крым, чтобы работать в стройотряде. Во время остановок в пути молодые задорные ребята, как в былые советские времена, брали в руки гитару и дружно пели песни. Романтика возвращается...
- На большие заработки не рассчитываем, - делится с нами стройотрядовский паренёк, будущий архитектор. – Но ведь такое счастье – побывать в Крыму! Раньше я и мечтать об этом не смел!
Отдых и экскурсии остановившихся в Бахчисарае студентов, тоже запланированы. Принимающая сторона об этом позаботилась. А пока Крым был в составе Украины, работа стройотрядов из России была немыслима.
О вхождении Крыма в состав России свидетельствует и смена рекламных щитов и иных вывесок на улицах. Лишь изредка встречаются украинские билборды, их просто не успели убрать. И ещё отмечаем, что частые таблички по дороге Бахчисарай-Севастополь «Дякуємо за чисті узбіччя», сменили российские аналоги «Благодарим за чистые обочины».
Возле фотоателье встречаются крупные объявления на фоне российского триколора: «Фото на российские документы». Эта услуга в Крыму очень востребована. И ещё особой популярностью в Севастополе, да и в других городах полуострова, пользуются обложки для российских паспортов с портретом Владимира Путина. В магазинах канцтоваров, киосках «Союзпечать» и на рынках их раскупают мгновенно. Обложка на паспорт с портретом ВВП у севастопольцев также считается хорошим подарком.

Крымская природа и прочие красоты, вдохновлявшие Пушкина, Чехова, Волошина, Грина, Айвазовского, по-прежнему завораживают, независимо от политического строя и прочих катаклизмов, случавшихся по воле человека. И сейчас множество отдыхающих со всех уголков России устремились в «Крымнаш». Туристов из других городов в Севастополе, например, можно встретить на каждом шагу. Прилетают с Камчатки, купив билеты на самолёт ещё зимой по 27 тысяч рублей в одну сторону (ближе к лету стоимость авиаперелётов возрастает), с Крайнего Севера, приезжают из средней полосы России, из Карачаево-Черкессии....
Создавалось впечатление, будто отдыхающих больше, чем самих севастопольцев. Конечно, на сервис «всё включено», как в Турции или Египте, рассчитывать пока не приходится. Но предложения о съёме жилья встречаются на каждом шагу. Стоимость – от 500 до 2000 рублей в сутки. В зависимости от комфорта и приближённости к морю.
Крымчане, особенно пенсионеры и бюджетники, были очень обрадованы тем, что с присоединением к России пенсии и зарплаты у них выросли в несколько раз. Но только вслед за ростом пенсий и зарплат последовал и рост цен на коммуналку и особенно на продукты питания.
Цены на гастрономию в Крыму, надо сказать, зашкаливают. И визит в типичнейший супермаркет в Севастополе поверг в шок. Особенно впечатлила стоимость пастеризованного молока – 120 рублей за литровый пакет и голландского сыра по 615 рублей за килограмм. Однако же во всех продуктовых магазинах царят изобилие и разнообразие ассортимента, как, впрочем, и во всех магазинах России. Так что голод Крыму явно не грозит. Кстати, среди прочей продукции на крымских прилавках весьма часто встречаются и соки волгоградских «Садов Придонья», средняя цена 70-80 рублей за литр.

Выйдя из маркета ошарашенной, я захожу в ближайший продуктовый магазинчик по соседству. И цены там примерно те же. Приветливый хозяин магазина – крымский татарин – заговаривает со мной. Соглашается, что цены непомерны, объясняет, что такие условия создали поставщики, продукция удорожала из-за того, что её приходится везти окружными путями, через паром, да и украинские поставщики тоже предпочли поднять оптовые расценки. Покупательская способность у населения резко снизилась, соответственно, жизнь продавцов тоже осложнилась. Впрочем, хозяина магазина эти обстоятельства не пугают. И он, как и большинство крымчан, полон оптимизма.
- Знаете, до присоединения Крыма к России моя чистая выручка составляла ежемесячно около пяти тысяч долларов, - поведал предприниматель. – А сейчас больше двадцати тысяч рублей заработать не получается. Но в нашей семье никто не жалеет, что отдали свои голоса на референдуме за присоединение к России. И поверьте, нас никто не принуждал голосовать за вхождение в Россию! Это был исключительно добровольный выбор каждого крымчанина. Всё остальное - временные сложности. Мы обязательно с ними справимся.
Да и вообще, разговоры, будто за вхождение Крыма в Россию голосовали по принуждению, вызывают у жителей полуострова праведный гнев. Представители старшего и среднего поколений подчёркивают и просят рассказать через средства массовой информации остальным россиянам, что голосовали исключительно добровольно, что ждали этого момента более двадцати лет! А байки о том, будто кого-то гнали на избирательный участок чуть ли не под дулом автомата, называют несусветной глупостью.
Наша родственница, у которой мы остановились в Севастополе, приводит в пример своих соседей – супружескую пару 96 и 98 лет, которые в день референдума настойчиво просили членов избиркома, чтобы те помогли им добраться до избирательного участка. Хотя людям столь почтенного возраста, уже не выходящим дальше подъезда, предлагали принести избирательную урну на дом. Но они настояли, чтобы проголосовать на избирательном участке и быть уверенными, что их голос будет отдан за вхождение Крыма в Россию. «Не за себя волнуемся, а за внуков и правнуков, - заявили пенсионеры. – Теперь, когда отдали голоса за Россию, мы спокойны за судьбу полуострова». И подобных примеров в Крыму нам приводили множество.
Сложнее дался выбор юному поколению.
- В классе моей дочери, она на тот момент заканчивала школу, мнения разделились пополам, - поведала моя давняя подруга, жительница Симферополя, Надежда. – Но это ведь вполне объяснимо. Поколение, выросшее в период, когда Россия была зарубежьем, учившееся по украинским учебникам, у многих представление о самой России складывалось, в основном, на основе украинских телепередач... Среди юных сторонников присоединения к России – в основном, те, у кого есть российские родственники, кто не раз здесь бывал.
С присоединением Крыма к России многих крымских выпускников 2014 года ждал и подарок судьбы: они смогли стать студентами-бюджетниками ведущих российских вузов по квоте, выделенной для крымчан.

Если цены на продукты зашкаливают, стоимость проезда в муниципальном транспорте становится приятной неожиданностью. 7 рублей – цена билета на троллейбусы, за 10 рублей в Севастополе на катере можно перебраться, например, на Северную сторону, и 12 рублей стоит проезд на пароме, который рядом с катером, пассажиры могут выбирать,
на чём ехать – на пароме или на катере. Для пенсионеров и школьников в Крыму проезд бесплатный. После вхождения в Россию подвижной состав общественного транспорта радикально обновился: дряхлые троллейбусы-«шкоды», автобусы-«пазики» советских времён сменил современный транспорт. Добраться из одного крымского города в другой, например, из Симферополя в Севастополь, Алушту, Ялту, Гурзуф, Алупку, Феодосию, не составит никакого труда. Практически через каждые 15 минут туда едут автобусы, маршрутки, многочисленные таксисты-частники. А в Алушту и Ялту из Симферополя по-прежнему с завидной регулярностью ходят троллейбусы по самому протяжённому в Европе маршруту. Да ещё и по высокогорной дороге-серпантину. Для любителей острых ощущений вполне сгодится.

Увы, политические распри осложнили жизнь крымчанам и жителям соседней Украины. В Симферополе мы собираемся за дружеским столом у ещё одной нашей родственницы, традиция встречаться в этом гостеприимном доме сложилась у нас много лет назад. И встречаемся ещё с одним нашим другом-харьковчанином, молодым учёным, уже успевшим пройти стажировку в США и преподающим в одном из ведущих украинских вузов. Все эти годы мы с удовольствием общались с интеллигентным воспитанным человеком, дипломатично обходя темы украинско-российских отношений. Теперь же мы с обеих сторон вынуждены признать, что политические амбиции здорово осложнили жизнь ни в чём не повинных граждан двух государств. Например, если раньше из Симферополя в Харьков ходил очень удобный поезд, выезжавший в 9 вечера и прибывавший в конечный пункт около 8 утра, то теперь это прямое транспортное сообщение между российским Крымом и Украиной отменили. И приходится доезжать по железной дороге до пограничного пункта – Новоалексеевки, а оттуда до Симферополя – на такси. Свои услуги предлагают и крымские таксисты, и украинские. Средняя стоимость 1500-2000 рублей. Как говорится, все наши беды кому-то приносят деньги. Последствия украинско-российских разногласий отразились и на стоимости коммунальных услуг для простых украинцев. И теперь за газовую плиту и отопление в харьковской квартире-двушке, как поведал наш приятель, приходится ежемесячно платить в пересчёте на российские деньги 21 тысячу рублей. Ничего не поделаешь. «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат».
В последний день нашего пребывания в Крыму мы отправляемся в Херсонес. Кажется, совершаем путешествие в античные времена, а затем, будто на машине времени переносимся в эпоху, когда крестился князь Владимир, затем в тот период, когда Леонид Кучма решил воздвигнуть храм в честь великого события. Идём по древним развалинам. Встречаем таблички о том, как в разные века археологи находили при раскопках древние города и совершали сенсационные научные открытия.
Сейчас здесь тоже увлечённо ведут раскопки археологи российских вузов. Они уверены, что их ждёт множество уникальных находок.

По своим природным богатствам Крым, несомненно, способен конкурировать с ведущими мировыми курортами. А слабые места по части сервиса и прочей обустроенности с лихвой компенсируются огромным культурным наследием, равного которому нет на иных комфортабельных курортах России и зарубежья. А ещё остальным россиянам надо бы
поучиться, например, у севастопольцев, чувству патриотизма и огромной любви к родному городу, к трепетному отношению к отечественной истории. Очень вдохновляющий пример!

На снимках: переправа. Несколько паромов днём и ночью перевозят людей и машины, грузовые вагоны и фуры; Севастополь: памятник затопленным кораблям во времена Крымской войны и осады Севастополя противником; старинные кораблики и шлюпы ждут туристов для прогулки по бухтам и морю; Никольский храм на Братском кладбище (Северная сторона Севастополя) – единственный в мире в виде пирамиды. У его подножия спят вечным сном защитника города в Крымскую войну; Симферополь: ботанический сад Крымского федерального университета им. В.И Вернадского – это несколько гектаров цветов, разнообразных деревьев и каскадом прудов; Херсонес-Таврический: древний город с красавцем Владимирским собором в центре. Здесь же обозначена в виде беседки крестильня, в которой, по преданию, крестили Киевского князя Владимира.

 Крым КРЫМ Крым

Добавить комментарий

Защитный код

Хроника событий

  gorodniz1
© 2010-2022 г. Международный информационный портал "Город героев"