Волгоградский высоцковед о нашумевшем фильме. И о том, что за кадром
Только что прошедший в прокате фильм «Высоцкий. Спасибо. что живой» помимо большой кассы вызвал многочисленные, часто противоречивые отзывы.
Между тем в нашем городе есть музей Высоцкого, основанный известным уже в России и за рубежом высоцковедом и исполнителем всего творческого наследия барда - Владимиром Корецким. По его настойчивой инициативе набережная Волги в Кировском районе названа именем поэта. На ней же Корецкий устраивает ежегодные фестивали памяти Высоцкого, на которые стекается много народу, включая специальных гостей, лично знавших народного кумира. Сам Корецкий встречался с огромным числом таких людей, причем по всему миру.
Вот почему мы не могли не поинтересоваться мнением Корецкого о нашумевшем фильме, и не только о нём. Поэтому предлагаем сокращенную запись беседы с ним.
О ФИЛЬМЕ
Не лишне напомнить для начала, что Владимир Корецкий в поисках материалов для дома- музея Высоцкого в Москве отправился в опасное плавание через океан из В олгограда-Новороссийска в 1996 году на семиметровой Яхте «Владимир Высоцкий» и дошёл до Торонто с сыном четырнадцати лет и двумя своими друзьями.
Желая доказать, что Высоцкий остался верен своему обещанию, которое давал во время выступлений в Канаде, о том, что он ещё сюда вернётся и споёт «Спасибо, что живой».
Благословляла четырёх аргонавтов в поход мама поэта Нина Максимовна Высоцкая - во время теплого приема в своей квартире на Малой Грузинской. Впоследствии у неё с Корецким установились дружеские доверительные отношения. Не раз он привозил ей подарки из дальних стран, в основном, национальных кукол, что всегда при жизни делал её сын, а затем за чаем Корецкий часами пел ей песни на стихи Высоцкого, рожденные в штормах и ураганах.
В Новом Свете Корецкий встречался с художником Михаилом Шемякиным – другом Высоцкого, с писателем Аркадием Вайнером – автором сценария «Место встречи изменить нельзя», Михаилом Цыбульским, Виктором Шульманом и с многими другими людьми, которые так или иначе пересекались на жизненом пути с Владимиром Семеновичем.
Спустя десяток лет Корецкий нашёл, наконец, время взяться за книгу об этих встречах и об этом плавании. Он назвал ее «Вторая жизнь Владимира Высоцкого в воспоминаниях, строчках и больших делах». В подготовке её к изданию активно участвовал автор этих строк. Все расходы и техническую сторону дела взял на себя областной комитет по печати. Затем вышла вторая часть книги.
Итак, о фильме.
Владимир Иванович, для начала: что вам не понравилось в этой кинокартине?
То, что творческая сущность поэта оказалась в тени, если так можно выразиться, наркотической проблемы. Ведь как выглядит дело со стороны? Вот человек умирает, и единственное, что его может спасти, - укол наркотика. Доктор идёт во все тяжкие, чтобы добыть заветную ампулу, а «наркокурьер», сумевший доставить партию препарата через тысячи километров и многочисленные препоны, выглядит настоящим спасителем. Мне кажется, это может стать неожиданным и нехорошим примером для молодежи.
Что касается творческой части, то меня удивило отсутствие в фильме песен Высоцкого, где есть слова «Спасибо, что живой». А таких произведений несколько. В начале проката картины меня приглашали выступить с концертами в двух кинотеатрах – в «Пирамиде» и Ворошиловском торговом центре. Я эти предложения принял. А по сути, в фильме и никаких других стихов и песен нет почти.
А что понравилось?
Ну, к примеру, что Оксана Афанасьева показана не коварной разлучницей, а настоящим другом, способным отдать последнее ради Высоцкого. Маме его она очень нравилась. Нина Максимовна сама мне об этом говорила. Думаю, читателям будет любопытно узнать, что Оксана в начале 80-х вышла замуж за актера Леонида Ярмольника и остается таковой по сей день. Не так давно я гостил в её салоне красоты на Рублёвке.
И ещё мне понравилось, что врач Федотов предстаёт не совсем адекватным человеком.
Мне тоже так показалось. Но почему вы этому рады?
Я объясню. Есть убедительные свидетельства, что именно Анатолий Федотов... убил Володю. Во-первых он сам признаётся в своих мемуарах, что проспал его смерть ( в буквальном смысле), находясь в соседней комнате. Во-вторых, он вколол ему дозу «лошадиного» снотворного под названием хлоралгидрат. Между тем, если открыть статью «хлоралгидрат» в Википедии, а затем раздел «противопоказания», то там четко сказано – противопоказан при тяжелых заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Тот препарат, который убил Майкла Джексона, выглядит простой водичкой по сравнению с этим. К тому же, по словам Оксаны и других свидетелей, Федотов чередовал этот препарат с седуксеном – возбуждающим средством, а то и оба взаимоисключающих препарата вводил, делая какие-то немыслимые эксперементы над человеком, выполняя, видимо, чей-то заказ.
Накануне вечером Высоцкий очень плохо себя чувствовал, метался по комнате и даже сказал Нине Максимовне : «Мама, я сегодня умру». В такой ситуации доктор не должен был спускать глаз с больного, тем более с друга.
Я помню этот рассказ Федотова, опубликованный в одной из газет в середине 80-х. По его словам, поэт умер от сердечной недостаточности на фоне абстинентного синдрома...
То, что вы назвали, это дежурный диагноз для алкоголиков и наркоманов. Он нужен для того, чтобы свалить всю вину на самого Высоцкого, сделать его самоубийцей, - подставить его, как подставили Есенина в своё время. Более того, мне показалось, что в этом фильме закладывается фундамент для этой самой подставы, - в следующем фильме, который, по логике вещей, должен быть и будет повествовать о фактической его смерти 25.07.80. Да, я считаю, что окрыленные кассовым успехом создатели непременно сделают продолжение. И очень важно, чтобы они не навели тень на плетень и не дали оклеветать величайшего поэта ХХ столетия.
ВЕРСИИ СМЕРТИ
Так как по вашей версии умер Высоцкий?
Это не моя версия. Её озвучили врачи Щербаков и Сульповар - реаниматологи из института Склифасовского, которые также были друзьями Высоцкого и часто оказывали ему помощь. Препарат хлоралгидрат, который вколол Федотов, вызывает расслабление всех мышц, включая мышцы языка. Надо было проследить, чтобы больной спал непременно на боку, а не на спине. Высоцкий умер от асфиксии, то есть от удушья. Находясь в глубоком сне, он не мог контролировать положение языка, и тот перекрыл ему дыхательные пути.
Есть также версия, что Федотов выполнял указания спецслужб продержать Высоцкого в полусонном нерабочем состоянии, пока длится Московская олимпиада. Дабы он не испортил её своим репертуаром, не прошедшим пресловутый Худсовет. И чтобы не болтался, где не надо – мол, для его же собственной безопасности. Ведь остановить Высоцкого простым запретом ( типа того, что не согласован репертуар) не мог никто.
Третья версия заключается в том, что смерть Высоцкого явилась следствием отравления специальным препаратом замедленного действия. Этот вариант выдвигал помощник Генпрокурора по госбезопасности Виктор Илюхин. Им даже возбуждалось уголовное дело и проводилась проверка. Причиной её явилась информация, что поэт был ликвидирован в ходе операции по дискредитации олимпиады. Но эксгумация так и не была проведена. Дело замяли. В течение 80-го года было возбуждено три уголовных дела с целью повлиять на Высоцкого, а то и посадить. Посадить не удавалось, и у кого-то мог возникнуть соблазн его отравить.
Владимир Иванович, а не могла ли недавняя смерть депутата Илюхина – такая странная и неожиданная – не случайно совпасть с подготовкой к прокату упомянутого фильма?..
Или началом работы над новой картиной. Что ж, это ваше предположение не стоит сбрасывать со счетов. Илюхин многое знал. Между прочим, отношение Кремля к Высоцкому было неоднозначным. Главный чекист Андропов его почитал, а главный идеолог Суслов – на дух не переносил. Доходило до того, что самому Леониду Ильичу приходилось их разнимать, и в этом Высоцкому помогала Галина Брежнева, любившая вращаться среди артистов.
Одним словом, я намерен писать Никите Высоцкому, чтобы творческая группа достойно представила его отца в новом фильме, а не как алкоголика и наркомана. Потому что это не вяжется с огромной массой его творческого наследия. Да и не похож он на алкаша. Взять хотя бы культовый фильм «Место встречи...». Жеглов даже раздевался там по пояс и выглядел здоровым, крепким мужчиной. А это – самый конец 70-х.
Я бы сказал, Высоцкий отчаянно боролся с алкогольной зависимостью. Он годами не пил. Всеволод Ханчин – самарский импресарио Высоцкого - на основании встреч с ним в разные годы чуть не написал в своей книге «Когда я отпою и отыграю» - Высоцкий никогда не пил. Потом исправил, по совету рецензентов – при мне никогда не пил. Особенно мне запомнился эпизод, когда на левом берегу Дона после прогулки на яхте, у костра, под свежую уху Владимир отказался от рюмки.
Да! Тут даже трезвенник и язвенник не устоит. Вижу, вы хорошо проштудировали книжки, которые я вам подарил. И Всеволод Абдулов, и Оксана Афанасьева, и многие другие друзья поэта говорли мне, что он всегда противился выпивке, говорил – мне не наливайте, у меня вода. Но стоило ему отойти, чтобы заменить, допустим, струну, как кто-то подливал в стакан водки, желая завести его на более длительные посиделки с ними. Так и травили понемногу этим зельем, которое с 35-года называется у нас водкой, а на самом деле – спирт-ректификат, разбавленный водой и запрещённый во многих станах к употреблению. Сколько народу им потравили и продолжают травить сейчас.
Но нам пора закругляться, а мы не дали слово самому Высоцкому...
Я тоже подумал об этом. Владимир Иванович, вы знаете наизусть почти всё наследие поэта. А какие стихи особенно досаждали «дому престарелых» за кремлевской стеной?
Которые были, как глоток свежего воздуха для людей мыслящих. Слушайте.
Схлынули вешние воды.
Высохло всё, прокалилось.
Вышли на площадь уроды,
Солнце за тучами скрылось.
А урод-то сидит на уроде
И уродом другим погоняет.
И это всё при народе,
Который приветствует вроде
И как будто бы всё одобряет
- А вот другое стихотворение.
Эх, напрасно я разбил лицо.
Кругом молчат и взятки гладки.
Один ору, ещё так много сил,
Хоть поутру не делаю зарядки.
Да, я бы мог осилить тонны груза,
Но, видимо, не стоило таскать.
Мою страну, как тот дырявый кузов,
Везёт шофер, которому плевать.
А что касается выборов в СССР из одного кандидата,то и здесь он не прошёл мимо проблемы:
Поднимайте руки, в урны суйте,
БЮЛЛЮТЕНИ, даже не читав,
голосуйте люди, голосуйте,
только ЧУР меня не приплюсуйте -
Я не разделяю ваш Устав.
- ПРОШЛО 30 лет, а он как вчера написал. Действительно воскликнешь «спасибо ,что живой», даже председателя ЦИКа Чурова предугадал.
Точно! А я вдруг вспомнил, что мне ещё понравилось в фильме. Последний эпизод – разговор с оперативником. Лишь в нём образ Высоцкого полностью соответствовал прототипу. Было показано феноменальное его умение убеждать других людей. Полковник КГБ плюнул на все улики и закрыл дело. Друзья поэта избежали тюрьмы. При этом Высоцкий рискнул своей репутацией. А ключевым моментом была фраза из Пушкина, которого он знал досконально: люди птичку отпускают, чтобы почувствовать свободу. Вот полковник и захотел быть свободным.
А теперь о другом полковнике. Вы тут предложили смелую версию насчет депутата Илюхина. А я предлагаю другую «сенсацию». Владимир Путин – тоже полковник КГБ – впервые, в ходе четырёхчасовой беседы с согражданими сказал, что дело Ходорковского может быть пересмотрено, если он станет президентом. Не пушкинская ли птичка на него повлияла? Может, Высоцкий и с того света умеет убеждать? Ведь Константин Эрнст как-то обмолвился, что Путин был едва ли не первым зрителем его великого творения.